Цветы Франции на могиле русского священника.

Протоиерей Андрей Александрович Богословский.

Автор статьи: Александр Маров (г. Череповеч)

 bogoslovsky

2 сентября 1918 года. Марокканская дивизия, считавшаяся самой лучшей во французской армии, обливаясь кровью, рвет германский фронт в направлении города Лан. Германская армия еще сильна, но победа близка как никогда. Это понимают все, и стремление как можно скорее вырвать эту победу из рук германцев и завершить уже всем надоевшую войну заставляет французов, не считаясь с потерями, идти вперед, громить врага, приближая час так желанной победы. На острие атаки дивизии  – роты Русского Легиона, названного французами Легионом Чести. Слава подвигов русских солдат и офицеров этого легиона гремит на весь фронт, а среди простых французов слова «Русский Легион Чести» вызывают только одно – неподдельное восхищение. Именно по этой причине, понимая, насколько самоотвержен может быть русский солдат, французское командование нередко поручает Русскому Легиону выполнение самых трудных задач.

Так и в этом бою батальону Русского Легиона поручается трудная задача идти первым на прорыв германской линии укреплений. Но ураганный огонь германской артиллерии прижимает наступающие роты к земле. Трудно подняться и тем более наступать вперед. И вот среди стрелковых цепей появляется русский священник. Встав во весь рост, с крестом в поднятой  правой руке он благословляет идущих в атаку. Пример батюшки воодушевляет прижатые огнем роты, и они смело бросаются вперед вопреки своему страху перед смертью. К полудню батальон Русского Легиона ушел уже далеко вперед, но среди наступающих цепей пошли тревожные слухи: «Батюшка убит»[1]. Этим священником, поднявшим солдат в атаку, был протоиерей Андрей Александрович Богословский.

Сын диакона, отец Андрей Александрович Богословский большую часть своего земного служения связал с Русской Императорской армией. Участник Русско-японской и Первой мировой войн, он по праву именовался военным священником, наипервейшей обязанностью которого было духовное окормление защитников Отечества. Родился батюшка 21 сентября 1869 года в селе Луковец Луковецкой волости Череповецкого уезда Новгородской губернии. Духовное образование отец Андрей получил в духовном училище города Кириллова Новгородской губернии и в Новгородской духовной семинарии. 15 октября 1889 года был причислен к Новгородской епархии. С этого же года священствовал в селе Заозерицах Новгородской губернии. С 1893 года началось его служение в частях Русской Императорской армии. До 1897 года он в числе священников 1-й Туркестанской бригады, а с 1897 по 1904 год  - в Ташкентском военном Спасо - Преображенском соборе[2].

В ночь с 26 на 27 января 1904 года японский флот атаковал русскую эскадру на рейде Порт-Артура и подверг город бомбардировке. День 27 января также стал днем всем известного  подвига крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», атакованных японцами на рейде корейского города Чемульпо и геройски погибших, но нанесших существенный урон японской эскадре. Россия, подвергшаяся вероломному нападению, вынуждена была вступить с Японией в войну. Отец Андрей Богословский, как представитель военного духовенства, был направлен на Дальний Восток в действующую армию. В составе 22-го и 23-го Восточно-Сибирских стрелковых полков он прошел всю войну, духовно окормляя солдат и офицеров, вверенных ему полков. За свой духовный труд батюшка был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте (3 февраля 1906 года)[3], орденом святой Анны 2-й степени с мечами (29 ноября 1904 года), орденом святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (7 июля 1905 года) и орденом святой Анны 3-й степени с мечами (3 ноября 1904 года) [4].

О русско-японской войне Богословский написал две статьи мемуарного характера: «Впечатления военного священника на перевязочном пункте» и «Полковой праздник в Маньчжурии», обе были опубликованы в «Вестнике военного духовенства» в 1905 году[5].

В 1907 году отец Андрей был направлен на служение во Владивосток Благочинным Сибирского флотского экипажа. В 1910 голу получил чин протоиерея. В 1913 году становится благочинным Владивостокских морских церквей. В этом же году в честь празднования 300-летия Дома Романовых за свои заслуги в служении военным священником он был пожалован наградным крестом для духовенства «В память 300-летия Дома Романовых» на Владимирской ленте[6]. Был делегатом 1-го съезда военного и морского духовенства, проходившего с 1 по 10 июля 1914 года[7].

Скорее всего, на должности Благочинного отец Андрей встретил и Первую мировую войну, которая началась 19 июля (ст.ст.) 1914 года. Мог ли батюшка тогда думать, что из-за этой никому не нужной, но намеренно развязанной врагами России с целью Ее уничтожения войны, ему осталось земного пути немногим более четырех лет.

С началом Первой мировой войны отец Андрей направляется в 6-й Финляндский стрелковый полк. В составе этого полка он принимает участие во многих боях против австро-германцев. За один из таких боев, а именно за доблестное дело в ночь с 14 на 15 мая 1915 года (по другой версии за бой 22 октября 1915 года) близ города Болехова. Высочайшим указом отец Андрей награжден орденом Св. Георгия 4-й степени[8]. Из приказа Протопресвитера военного и морского духовенства от 10 ноября 1916 года: «… стоя на возвышении, благословлял каждого подходившего к нему воина. Когда началась стрельба, он остался на прежнем месте. Грудь его защитила дароносица, висевшая на шее, дав пуле, летевшей в сердце, боковое направление»[9].

С апреля 1916 года во Францию стали прибывать русские части, которые по решению Государя-Императора Николая II, принятому вследствие настойчивых просьб союзников помочь им на Западном фронте, направлялись туда для ведения активных военных действий совместно с французской и английской армиями. Всего с русской стороны на западный фронт были направлены 4 особые пехотные бригады двухполкового состава. 1-я и 3-я бригады остались воевать во Франции, 2-я и 4-я были переправлены на Салоникский фронт в Греции и Македонии[10]. Вместе с русскими бригадами во Францию для духовного окормления солдат и офицеров был направлен и протоиерей Андрей Богословский, ставший полковым священником 2-го Особого полка на Французском фронте[11].

Как во Франции, на полях Шампани, под Верденом и Реймсом, так и в диких горах в Македонии, русские особые бригады покрыли себя неувядаемой боевой славой. Но и жертвы, принесенные на алтарь Отечества на чужбине, были велики. Могилы русских воинов разбросаны по всей Франции и по всей Македонии. Свое существование эти бригады закончили с приходом в России после октябрьского переворота к власти большевиков.

В декабре 1917 года из русских офицеров и солдат, пожелавших остаться во Франции для продолжения войны был создан «Русский добровольческий отряд», в скором времени переименованный в Русский Легион. В этом же месяце он по железной дороге был направлен на фронт. Как вспоминал В. Васильев, офицер Русского Легиона: «Немного их, добровольцев сражаться за честь России, село в вагоны. Первый эшелон: 7 офицеров, два доктора, старый батюшка и 374 унтер-офицера и солдат. Доктор 5-го особого пехотного полка, Веденский, чтобы дать пример и подчеркнуть идейность этого формирования, поступил простым солдатом»[12].

5 января Русский Легион прибывает в военную зону и прикомандировывается к знаменитой Марокканской Ударной Дивизии, лучшей дивизии Франции. Боевая слава этой дивизии стояла так высоко, что служить в ней считалось большой честью. Как было уже сказано, своей стойкостью и мужеством русские солдаты и офицеры заслужили всеобщее уважение и неподдельное восхищение не только среди своих новых боевых друзей, но и во всей Франции. В боях у города Бовэ, под Суассоном и Виллэр-Котэрэ ковалась слава Русского Легиона, который стал в этих боях легионом Чести. Конечно же, немалая в этом заслуга и протоиерея Андрея, непрестанно укреплявшего и поддерживавшего солдат Легиона в их ратных делах.

К концу августа 1918 года союзному командованию во Франции было уже понятно, Германия и Австро-Венгрия в этой войне выдохлись. Но их армии еще оставались сильны и так просто уходить с оккупированных территорий не собирались. С целью разгрома этих армий и окончательной победы стран Антанты в войне в конце августа 1918 года на Западном фронте начинается мощное наступление союзных войск. Перед Марроканской дивизией ставится задача – прорвать фронт германцев между рекой Эн и массивом Сэн-Гобэн в направлении города Лан. Впереди была 32-я американская дивизия, которая замялась, остановилась, поддалась назад и была заменена Марокканской.

2 сентября фронт под Ланом был прорван, но в этом прорыве пал и батюшка. Среди бушующего огня, без каски, с развевающимися по ветру седыми волосами он благословлял высоко поднятым крестом идущих в атаку. Батальон Русского Легиона уже проскочил далеко вперед. Резервные части зуавов торопливым шагом пересекают то место, где стоит батюшка.
Французы-католики, пробегая мимо православного священника, снимают каски, крестятся, а ближайшие подбегают и целуют наспех наш крест. Но разорвавшимся рядом снарядом отец Андрей был ранен. Санитары, наскоро перевязав его, понесли на носилках на перевязочный пункт. Уже на носилках, кружившиеся как коршуны стаи немецких аэропланов, посыпавшие свинцовым огнем атакующие войска, пулеметной очередью добили батюшку насмерть. Эта славная смерть, быть может, избавила его от подвалов большевистской ЧК. Перед наступлением он уже получил приказ вернуться в Россию, но считал своей священной обязанностью в предстоящем бою напутствовать крестным благословением идущих в атаку своих русских легионеров[13].

Приказом Главнокомандующего Французской армии маршала Фоша протоиерей Андрей Александрович Богословский был посмертно награжден орденом Почетного Легиона и Военным Крестом с пальмой[14].

Отец Андрей Богословский написал незадолго до своей гибели в бою: «Дети Франции! Когда враг будет побеждён, и вы снова сможете собирать цветы на полях, вспомните о нас и принесите нам эти цветы».

Каждый год на русское кладбище в городе Мурмелоне приходят потомки солдат союзных армий, чтобы воздать почести погибшим и отслужить панихиду. Франция несет свои цветы на могилы русских защитников.



[1] В. Васильев Русский Легион Чести. Из журнала "Кадетская перекличка" № 46, 1989 г. (http://xxl3.ru/kadeti/rus_korpus.htm.)

[2] С.А. Лазарев. Герои великой войны. Известные и неизвестные. С-Пб. ООО Изд-во «Атлант». 2007 г. Стр. 323.

[3] С.А. Лазарев. Герои великой войны. Известные и неизвестные. С-Пб. ООО Изд-во «Атлант». 2007 г. Стр. 323.

[4] Летопись войны с Японией 1904 – 1905 гг. Список священнослужителей, убитых, раненых, умерших от ран и награжденных в минувшую войну. №№ 82-83. 1905 г. Стр. 1588.

[5] Капков Г. К. Памятная книга военного и морского духовенства XIX — начала ХХ веков. Справочные материалы. М., 2008. С. 427—428.

[6] С.А. Лазарев. Герои великой войны. Известные и неизвестные. С-Пб. ООО Изд-во «Атлант». 2007 г. Стр. 324.

[7] Капков Г. К. Памятная книга военного и морского духовенства XIX - начала ХХ веков. Справочные материалы.  М. 2008. С. 493.

[8] С.А. Лазарев. Герои великой войны. Известные и неизвестные. С-Пб. ООО Изд-во «Атлант». 2007 г. Стр. 324.

[9] Шабанов В. М. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769—1920. Биобиблиографический справочник. М. 2004. С. 415.

[10] А. А. Хазов. Русский экспедиционный корпус во Франции (1916-1918). Из журнала "Кадетская перекличка" № 46, 1989 г. (http://xxl3.ru/kadeti/rus_korpus.htm.)

[11] Капков Г. К. Памятная книга военного и морского духовенства XIX — начала ХХ веков. Справочные материалы. М., 2008. С. 667.

[12] В. Васильев Русский Легион Чести.  Журнал «Часовой» №№ 629, 630. (http://xxl3.ru/kadeti/rus_korpus.htm.)

[13] В. Васильев Русский Легион Чести. Журнал «Часовой» №№ 629, 630. (http://xxl3.ru/kadeti/rus_korpus.htm.)

[14] С.А. Лазарев. Герои великой войны. Известные и неизвестные. С-Пб. ООО Изд-во «Атлант». 2007 г. Стр. 324.

НАЗАД